Возрожденная из небытия |
В прошлом номере «Гдовской зари» с удовольствием прочла о возрождающемся празднике в д. Новые Дубяги. Право слово, радостное событие! К сожалению, формат статьи не позволил автору углубиться в историю церкви. Да и такая задача не стояла перед ним. Осталось много интересных исторических фактов о том, как в 19-м веке возводился храм, какие трудности были на его пути в 20-м, и огромной роли архимандрита Льва Дмитроченко в его восстановлении. Сегодня, в годовщину смерти священника, хотелось бы восполнить этот пробел. Если начать с истории возведения храма, то сразу напрашивается вопрос: если церковь построена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, то почему престольный праздник деревня отмечает в Ильин день? Ответ довольно простой, но для тех, кто знает историю. А ведает её диакон Андрей Осипов и его мать Л. Б. Осипова, которая в середине 90-х провела немало времени в псковских архивах, по крупицам собирая сведения о церкви и традициях деревни. Уникальный материал был опубликован в «Гдовской заре» в 1998году. Этот год был знаменательным для храма: исполнилось 100 лет со дня его постройки. Первая церковь в Дубягах семнадцатого века была деревянная, но просуществовала она не менее ста лет. Примечательна она была пятью колоколами, из них один был перевезен из Ореховых Дубяг весом 12 пудов, отлитый в ещё в 16-м веке. Ко второй половине 19-го века церковь совсем обветшала. В 1881году было принято решение: строить каменную. Нашли залежи глины,пригодной для изготовления кирпича. Деньги собирали всем миром—от одного до пяти рублей с каждого двора.. В приходе насчитывалось 300 дворов и более двух с половиной тысяч мужчин и женщин. Были, конечно, и пожертвования более состоятельных людей. Но денег катастрофически не хватало. Стройка затормозилась на 10 лет. Вот тогда были приняты меры для привлечения средств на строительство храма. Существует любопытный документ, в котором земская управа в письме в губернскую просит разрешить проводить ежегодные открытые ярмарки в с. Дубяги 2 августа, т.е. в Ильин день и на Введение –4 декабря. С особым размахом проходили ильинские ярмарки.Время летнее, между сенокосом и уборкой урожая зерновых была небольшая передышка. Вот откуда пошла добрая традиция, которую спустя более ста лет пытается возродить нынешнее поколение. Немалая часть вырученных денег от торговли на ярмарке добровольно сдавалась на строительство. Сбор средств велся не только с помощью повинностей. Например, в 1890 году по случаю пребывания в Дубягах Чудотворной иконы из Печерского монастыря была заведена тетрадь для записей пожертвований. Из неё видно, что люди отдавали на святое дело не только деньги, но и за отсутствием оных «…пшена- 1куль, овса-1 куль, мера ржи…» Это и позволило в 1895 году продолжить начатое дело.К 1898 году был изготовлен иконостас псковским мастером Мануйловым и в феврале на 12 подводах доставлен в Дубяги.Колокол весом 80 пудов был отлит Гатчине.Говорят, звон аж на ст. Ямм слышен был, а когда в советские времена с колокольни сбросили, стон на всю округу стоял. Прекратился благовест в 1934 году по правительственному запрету. Службы проводились нерегулярно, постоянного священника не было. Жизнь вдохнул иеромонах Лев Дмитроченко, прибывший сюда в 1959 году из Псково-Печерского монастыря. Служить ему пришлось здесь недолго – начались новые гонения на церковь во времена Хрущёва. В 1961 году о. Лев был переведен в Прибуж настоятелем Свято-Преображенского храма. А дубягский был приспособлен под зерносклад. За ним не следили, и здание постепенно разрушались. И ушёл бы он в небытие, как и многие православные жемчужины России, если бы за его восстановление не взялся прибужский старец. Он часто сокрушался о Введенской церкви, считал себя ответственным за неё, ведь здесь он начал путь священничества. К тому времени его стараниями и финансированием уже был возведен в Гдове храм Димитрия Солунского, часовня Михаила Архангела в Озерах, помогал он в восстановлении и других храмов Гдовщины. Молился, что бы нашлись благодетели для крапивненскогой Никольской церкви. И ведь нашлись же неравнодушные к гдовской святыне! О. Лев благословил их на доброе дело, обещал помочь. Так бы оно и было. Его духовные чада, где только не проживающие в бывшем союзе, словно чувствовали, что батюшка берется за святое дело, и отовсюду слали денежные переводы. Так было и с гдовским собором, с их помощью строился Введенский храм. Он как-то пошутил: вся Россия гдовские церкви строит. Вот только восстановления храма в д. Крапивно не увидел. 23 августа 2009 года он скончался. Но его благословение действует и ныне. Взметнулись ввысь купола, сияют позолотой кресты, звучат акафесты Николаю Угоднику, по праздникам служится литургия. Всё нынешнее лето не покладая рук трудились там высококлассные специалисты. Работы там планируются вестись и дальше. Разве это не чудо! Дивны дела твои, Господи! Нашлись неравнодушные люди в лице работников чернёвского клуба Елены Богдановой, Павла Костогладова, который поёт в церковном хоре и в Прибуже, и на службах в Крапивно. Вспомнили о прекрасном празднике, организовали его, подключили гдовских активистов к возрождению добрых традиций на селе. Особая благодарность диакону Андрею Осипову, взявшему на себя попечительство о Введенском храме. На долю российских святынь выпало столько же страданий, как и на весь русский народ. Радости и горести переживали сообща, всем миром. «В руинах святые обители – в руинах наши души». Так говорил архиепископ Евсевий 4 декабря 1998 года на торжественной литургии в отреставрированном Введенском храме. Господь не дал ему погибнуть, послал заботливого попечителя в лице архимандрита Льва. А нам -- светлого старца, молитвенника о нас. Вечная ему память!
Валентина Никитина 16/09/2015 |