Главная arrow Статьи и публикации arrow ВОССТАНАВЛИВАЕМ ХРАМ - ВОССТАНАВЛИВАЕМ ДУШУ!
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ХРАМ - ВОССТАНАВЛИВАЕМ ДУШУ!
В деревне Крапивно, в храме святителя Николая чудотворца снова звучит молитва...

"ЦЕРКОВЬ НЕ БРЁВНАХ, А В РЁБРАХ". И ВСЁ ЖЕ...

Русская пословица отразила смысл существования зданий, в которых народ собирается для совместной молитвы, для совершения Божественной Литургии.  Только в шестидесятые годы прошлого столетия покинули люди Свято-Никольский  храм в Крапивно. Казалось, невозвратно покинули. Казалось, навсегда прервалась молитва, склонились кресты куполов, растеряв позолоту. Замолчали и исчезли колокола, под звон которых текла жизнь окрестных деревень. (Ходит молва, что те колокола были увезены верующими в предчувствии закрытия церкви. И, значит, есть надежда, что они будут вновь обретены. Как и иконы, паникадила, купель Святого Крещения).

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ.

По учению Православной Церкви, не остается Божий Дом без Ангелов даже во время разрушения и поругания. Таинственно и безпрестанно в нём совершается бесплотными Небесными Силами Божественная Литургия, славят они Творца денно-нощно с неугасающим восторгом и любовью. (Отзвуки этого служения обнаруживались верующими и даже людьми, не знакомыми прежде с духовной практикой Православия). Ждут Ангелы, ждут святые угодники Божии, в честь которых устроена церковь. Ждёт и Сам Господь - когда придёт человек, поднимется на заросшую паперть, откроет тяжёлые старинной выделки ворота, скажет: "Отче наш!..", и поднимет руку для крестного знамения. И, как в притче о блудном сыне, Господь обнимет радостно  возвратившегося, самого последнего грешника, но любимого Им Самим!


...Таков обычай храмоздательства: в основание каждой православной церкви укладывается Крест. Он, конечно же, недоступен глазу, потому что лежит в большой глубине, над ним и устраивается святой Алтарь. Закладной Крест - вечный свидетель тому, что здание это посвящено Богу. Ничему иному оно уже никогда не может быть посвящено. (Это только святотатцы в пору безбожную смели, потеряв разум, устраивать в храмах  МТСы, клубы, тюрьмы. Народ-то верующий знал, какая кара настигает идеологов и исполнителей осквернения  Дома Божия).


...Каменная церковь в деревне Крапивно, освященная в 1889 году, имеет три престола: в честь Предтечи и Крестителя Господня  Иоанна, Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца (в память о перенесении его святых мощей в город Бари) и святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Чувствуете, какая помощь дана нам с именами святых? Эти-то престолы и предстоит воссоздать сегодняшним ктиторам, прихожанам и благоустроителям.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

Главное дело любого возрождающегося храма и его прихода - восстановление литургической жизни и её центрального события - Евхаристии.  А что же это - наша литургическая жизнь в Церкви? Как она начинается?


Вот, приходим мы к подножию храма. (Кто-то и первый раз приходит). И потихоньку молимся - Господу, Богородице, святым... Главное, искренне молимся, с верой, что слышит нас Тот, Кому обращена молитва. А не ведаем мы, что наша литургическая жизнь вот так и начинается. Со взаимного доверия просящего и отвечающего на наше прошение. С радостью или в заботе молимся, но мы уже входим в пределы вечности, а не только пребываем во времени, исчислимом земным счётом. Помощники наши святые угодники Божии только тогда имеют возможность помочь нам, когда мы в совместной молитве ко Господу обращаемся. Мы ведь с нашими святыми - одной Церкви! Мы - Церкви земной, страдающей, они - Церкви Небесной, торжествующей. Вы только представьте себе! земной и небесной, но - одной! А ранняя Церковь и вовсе почитала святыми всех, кто участвовал в Божественной Литургии и причащался Святых Христовых Тайн вот здесь, на этой же земле, и просто жил, руководствуясь заповедями Спасителя.

УМ - ДАР БОЖИЙ

Сегодня мы приходим к храму в деревне Крапивно и видим, как обеднён он внешне. Мы видим, что стены храма, его паперть, место, где раньше стоял престол Божий, требует нашего участия в воссоздании. Мы думаем об утраченной красоте храма. Мы страшимся этой разрухи, и ещё больше, чего греха таить, её предстоящему преодолению. Хорошо, если мы сами догадываемся, что вот эта разруха указывает нам на иную разруху. Которая царит в нашей душе,сотворенной Богом, и в нашем уме, который, оказывается, есть Дар Божий! Тот Дар, который мы однажды пустили по ложному пути. Церковь как бы помогает осознать, что нам бы надо уделить должное внимание ей, душе-то. Пока отпущено нам на это время.

ВОЗДУХ МОЛИТВЫ

Знаете, в Никольской церкви в Крапивно как-то особо хорошо молится. И особо хорошо поётся. Сказывается талант и мастерство зодчего, организовавшего архитектурное пространство так, чтобы человек мог соучаствовать в Богослужении, даже не будучи священнослужителем, но будучи верным прихожанином. Здесь реально  возвращается человеку чувство святости самой его, человека, жизни. И счастливой зависимости от Промысла Божия, который не может быть не благим. Возможно, поэтому, получив благословение епархиального управления, взялись за приведение святыни в достойный вид  сами люди.


Теперь появился у Никольской церкви священник. Иерей Василий Бойко, настоятель церкви Преображения Господня что в селе Прибуж будет служить и в Крапивенской церкви. Так благословил благочинный Гдовского округа. И есть надежда, что зазвучат под сводами Никольской церкви песнопения Божественной Литургии, после десятилетий духовного безмолвия мы услышим слово проповеди, а немногочисленные жители окрестных деревень наконец-то смогут окормляться и прибегнуть к святым таинствам Церкви  благовременно.

АКАФИСТ МЫ БУДЕМ ПЕТЬ ВМЕСТЕ.

Прошедшей осенью и зимой мы имели возможность служить акафисты  святым Православной Церкви и двунадесятым праздникам. Будем  традицию укреплять. Это то, что может делать православный мирянин, обычный прихожанин храма.

Акафист - гимн. Первый Акафист был посвящён Пресвятой Богородице. От Акафиста Пресвятой Богородице развилась богатейшая традиция церковной гимнографии. Многие акафисты сотворены православными святыми.


Акафист - это, прежде всего, радостное песнопение, дающее, к тому же, представление о духовном смысле подвига святого или события Священной истории. Но в акафисте отражены и богословские истины нашей Церкви. И это даёт возможность знакомится через пение акафиста с азами разделов Богословия Православной Церкви.


Для многих людей, имеющих в миру весьма достойное образование, но робеющих от сложных музыкальных форм  академического и почти светского исполнения (их так любят у нас в столичных храмах), пение акафиста может стать первой школой духовного со-служения в приходе. Акафист хорош ещё тем, что люди практически всех возрастов и родов занятия (конечно же, благочестивых) могут, наконец, запеть вместе! Нам, русским, лишенным этой великой части национальной культуры, церковное пение и активное участие в Богослужении может послужить добрым лекарством от беспамятства и разобщённости.

КЛАДБИЩЕ.

Кладбище - это не только место нашего упокоения. Это и место нашего воскресения.
Ведь место погребения христианина было и есть то место, где время и вечность сходятся буквально, зримо предъявляя прошлое, настоящее и будущее каждого человека. Для Церкви человек - вершина творения мира. Господь, создавший человека, поручил его Церкви, которую так же Он создал. Поручил, но Своего попечения не оставлет. "Сердце человека в руках Господних". Поэтому судьба Церкви и судьба человека в земном бытии так схожа, так близка. Сама архитектура церкви - антропоцентрична, а человек имеет  устройство, позволяющее  сделать своё сердце жилищем Бога.

Крапивенское кладбище словно обнимает Никольскую церковь. И оно  живое. В том смысле, что кладбище не только не заброшено, оно посещаемо. Здесь и сегодня упокаивают. Вот только подзабыли приезжающие  помянуть своих близких, что на богоугодном месте и вести себя следовало бы богоугодно. Ушел, казалось бы, из народной памяти обычай совершать по усопшим прямо над могилой литию (её-то может служить не только священник, но и сам попечитель могилы  и простой прихожанин церкви).


В былое время в установленные Церковью дни на кладбище регулярно совершалась панихида. Этот обычай со временем будет восстановлен, надо только не стесняться обращаться к священнику с просьбой о её совершении.


Всякая суббота - день поминовения усопших, удобный для приведения в порядок могил близких людей. К великим праздникам, готовясь к памятной дате в прошлой жизни усопшего, к поминовению, было бы полезно заранее побывать на кладбище и привести участок, на котором расположена могила, в приличествующее состояние. Ведь верующему человеку несложно представить, как душа усопшего тоскует, созерцая безобразный вид места, в котором упокоено тело усопшего. Хорошо ли упокоенному посреди кучи мусора, остатков истлевших крестов, венков и упавших деревьев?  Какой же это покой? Надо ли нам дожидаться укорения усопших? А бесчинно лежащие тут и там старые кресты - это уже не просто недосмотр, это поругание святыни. О том, как поступать с крестом, пришедшим в ветхое состояние, можно спросить священника и поступить согласно его совету. Обычай церковный таков: ветхий крест приносят к храму, настоятель дает благословение благочестивому прихожанину на предание креста огню. Пепел предаётся земле.


"Животворящей святыней" называл русский поэт Александр Пушкин кладбища. "Земля была (б) без них мертва!" - писал он. А что же мы? Мертвей мёртвых - при нашем отношении к древнейшему русскому погосту?


Крапивенский погост сохранил весьма интересные каменные надгробья упокоенных здесь даже в середине XIX века. Но он не самый старый, поскольку русский человек стал селиться здесь ещё в веке ХVII. (Неподалёку от Крапивно археологи XIX-XX веков нашли остатки древней крепости - была нужда защитить русские рубежи в пору владения этими землями новгородскими князьями). Неподалёку от кладбища есть ещё более древнее, подзабытое. Оно тоже ждёт попечения живых.


Человеку свойственно стремление узнать, кто же был его предшественником на малой родине. И не надо отдавать право на интерес к захоронениям только специалистам, учёным историкам да археологам. (Это верный путь к отчуждению нас от нашего прошлого). Напитать память души знанием о своих предшественниках - это естественный способ вырастить человека в себе.


Есть у нас желание не просто узнать, кто были они - наши соотечественники, упокоенные крапивенского погоста. Какие судьбы прожили, что думали, как вели себя в весьма непростое недавнее и давнее время, что после себя оставили? Что наследуем мы? Есть надежда, что такие исследования ещё впереди.


На Крапивенском погосте в трёх захоронениях лежат наши соотечественники, замученные и казнённые фашистами в 1942-м году в здешних местах. Они не были солдатами-красноармейцами. Они  были просто патриотами своего Отечества. Перед 9 мая к ним приходят представители органов местной власти. Таких захоронений на Гдовской земле много, но...


Наши муниципалитеты и волостные управления по закону должны иметь регулярное попечение о всех кладбищах. До прошлого года существовали специальные муниципальные службы благоустройства и содержания кладбищ. Но сегодня сложилась ситуация, когда только сами близкие упокоенных  могут реально поддержать порядок на погостах. Если захотят. Но мы же можем обратить ситуацию в пользу - для нашей души и для общества, не правда ли?

У БОГА ВСЕ ЖИВЫ!

Еще Первый Никейский собор определил правила погребения христиан и обосновал, почему именно так надо поступать в отношении усопших. А учение Церкви о воскресении мертвых - краеугольный элемент учения Церкви о Спасении человека. Спасение человека - содержание всей его жизни... Вот такая счастливая и обнадёживающая последовательность.


Кстати, современное российское законодательство учитывает христианскую традицию трактовки права. Об этом говорят и учебники российских юридических вузов. Есть надежда, что сама открывающаяся возможность попечения об общественных кладбищах станет важной частью жизни Православной Церкви.
"Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга" - напоминает нам великий Святитель Иоанн Златоуст.

АРХИВЫ СТАЛИ БЛИЖЕ.

Когда мы начинали наши исторические исследования о жизни церкви в Крапивно, даже не подозревали, что в бурях ХХ века могут сохраниться метрические книги прихода крапивенской Церкви святителя Николая чудотворца и даже в двух экземлярах - один сейчас находится в ГАПО (государственном архиве Псковской области в городе Пскове, ул. Петрова, д. 1), другой экземпляр хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном Государственном Историческом архиве в Санкт-Петербурге что на улице Псковской, д. 18. Хочется особо обратить внимание земляков, что в этих книгах содержатся сведения о предках, которые дали жизнь и вам. И они доступны. А наличие сайта у этих архивов здорово облегчает задачу восстановления семейной родословной.


Думаем, что придёт время, когда будет обретён Синодик, книга, в которую записывались для вечного упокоения имена прихожан Никольской церкви в Крапивно, и мы сможем восстановить молитву о душах людей, нашедших во блаженном успении вечный покой здесь, на холме над Плюссой, на Крапивенском погосте у стен замечательного храма.

ТРУД И РАДОСТЬ.

Недавно, после праздника Благовещения, мы пришли на крапивенское кладбище и устроили там расчистку от ветхостей. Было нас немного - пока. Аккуратно освободили некоторые могилы от поросли,которая годами нависала над ними и даже затрудняла путь по кладбищенским аллеям. Расчистили каменные плиты отдельных могил, веря, что удастся найти потомков усопших. Некоторые деревья так опасно распластались над несколькими захоронениями сразу, что с ними пришлось поступить радикально.


Старые фотографии пятидесятилетней давности дают представление о ландшафте вокруг церкви. От берега Плюссы был великолепный  вид на белый храм над холмом, покрытым разнотравьем. Засилья дикорастущих деревьев и кустов не наблюдается на этих фото. Всего-то 50-60 лет прошло... А как быстро наступило равнодушие к этой красоте! И ведь за плечами у тех, кто ещё в 50-десятые годы на Николин день и на Троицу ходил с иконами и хоругвями Крестным ходом вокруг Никольской церкви, была война!.. Что более разрушительное, чем война, могло так подавить стремление беречь родную красоту? - Ответ известен.


После нашей уборки кладбище стало на глазах обретать некоторую упорядоченность. Хорошо бы этот труд был не только замечен, но и подхвачен посетителями и церкви, и кладбища. Дел-то много. А после трудов на погосте молитва в церкви и молитва домашняя перед иконами и лампадкой по-иному будет идти. Это - правда.

 

 

Раиса Ильина